Есть всего два источника для выработки энергии в клетках. Кроме кислорода, наши клеточки нуждаются в одном из двух видов топлива: глюкоза (основное) или жирные кислоты (альтернативное).
Глюкоза — это высокачественный бензин, жирные кислоты — отличного качества солярка. Оба хорошо горят, одно быстро зажигается и быстро сгорает, другое — долго загорается, но долго и горит. Ни одно, ни другое храниться в чистом, горючем виде в живом организме не может: печка быстро его сжигает. Запасаются носители простых углеводов — сложные (многомолекулярные) и жирных кислот — жиры. Их «сжечь» не так просто. Если не узнать как.
Запасы нужны: мы не можем подпитывать себя извне круглосуточно, а при снижении уровня сахара (глюкоза — единственный путешествующий по крови сахар) мы начинаем сходить с ума от голода, а при критическом — можем даже потерять жизнь. Мозг (живёт мозг — живы мы) нуждается только в кислороде и глюкозе.
Поэтому природа научилась хранить спрессованное, сложно сжигаемое топливо: глюкозу — в крахмале (у животных он называется гликогеном), жирные кислоты — в жире.
Жир — идеальный резервуар энергии. Его действительно можно сравнить с дизтопливом: сложнее зажечь, а расход и КПД от сгорания выше, чем у бензина (углеводов).
Чем кормить свобственный организм? Бензином или соляркой?
И тем, и другим. Но только не одновременно.
Самая плохая комбинация продуктов питания — жир и сахар. Недопустимо плохая, в природе не встречающаяся. Или одно, или другое.
Преимущество крахмального депозита: сахар из него очень легко добыть. В экстренных ситуациях (а сегодня — почти каждый день — стресс) это выполняет гормон надпочечников адреналин: быстро и эффективно растворяет гликоген в глюкозу и даёт мгновенный прилив топлива. В обычных перерывах между приёмами пищи (от нескольких минут до нескольких дней) этим занимется более «спокойный» гормон поджелудочной железы глюкагон.
Пожелудочная же железа вырабатывает ещё два гормона, влияющих на питание:
1) инсулин — антагонист (противник) глюкагона — понижает уровень сахара в крови и разносит его клеткам, если они голодны, либо превращает в жир, когда клетки сыты;
2) липокаин — помогает растворять жир; у него нет антагонистов, что говорит о том, что дефицита жира организм «не боится».
Всё, что происходит внутри — происходит в определённой, благоприятной среде. и если температурный режим тела практически неизменен (мы не можем регулировать температуру тела сознательно), то на наличие кислорода/водорода (клеточное дыхание и кислотно-щелочной баланс) мы можем повлиять способом жизни, вернее — всего двумя её составляющими: питанием и активностью.
Подкисление — насыщение водородом и обеспечение насыщения кислородом — важное условие для обмена веществ: набора и расходования запасов углеводов и жира. Естественное (фрукты — овощи) питание обеспечивает достаточное количество кислот. Отутствие нездорового питания (мясо, крахмалы, жиры и (особенно животные) белки) обеспечивает неизменность этой подкисленной среды. Продолжительная аэробная работа мышц подкисливает внутреннюю среду молочной кислотой.
Питаться жиром — можно и нужно, если/когда доступ к простым углеводам ограничен. Но никогда — одновременно. Если привычки пока не позволяют этого сделать мгновенно — надо хотя бы следовать правильному порядку (обычно мы делаем это наоборот) — сначала сахар, потом жир, не наоборот.
Начните свой обед с десерта: сладких сочных фруктов (как правило, после это и есть не сильно хочется), сделайте небольшой перерыв: сахар быстро покидает желудок, впитывается в кровь и разносится инсулином по клеткам/запасам. И только после этого (и только в случае необходимости, т.е. голоде) приступайте к привычной «нормальной» пище. Ешьте вдоволь. Помните: жир завязывается и развязывается легко, только когда стресс (адреналин) участвует в процессе нечасто.
Процесс накопления/таяния жира и превращения его в высококачественное топливо — жирные кислоты — это химический, не механический процесс. Заниматься изнурительным спортом ради похудения — глупость. Химия жиросжигания достаточно проста.
Кислая (катаболическая, разрушающая, растворяющая) среда — «мёртвая вода» обеспечивает работу ускорителей (катализаторов или ферментов или энзимов). В активном режиме это обеспечивает молочная кислота, вырабатываемая мышцами. Мышечная же деятельность обеспечивает доставку кислот, переработку и отток готового топлива — жирных кислот после гидролиза (растворения) жира. Микроциркуляция крови — тоже результат работы периферических мышц, не сердечной мышцы.
Жир сам не горит (внутри нас), горят жирные кислоты (лучшее топливо для мышц) и глицерин (глюкоза — единственное топливо для мозга). При гидролизе выделяется ещё и вода: именно поэтому верблюд может долго не пить и не есть в пустыне, а птицы — перелетать океаны с солёной непитьевой водой.
Чтобы внедрить «химию» в жизнь, достаточно перестать следовать искусственному режиму питания, питанию по привычке. И есть только тогда, когда есть голод.
Завтракать можно и в шесть утра и в семь вечера. Есть в обеденный перерыв можно по привычке или за компанию, а можно — только когда появляется аппетит.
Долой режим питания.
Ешь реже, ешь досыта, ешь только когда голоден, ешь с удовольствием!
Пополняй запасы сахара и жира. Делай более длинные паузы между приёмами пищи — она каждый раз будет всё вкуснее! Занимайся физической активностью, расходуй бензин и солярку. Когда бежишь — есть не хочется!
И то, и другое: пополнение запасов и их безжалостное расходование доставляет одинаковое удовольствие 😉